среда, 23 апреля 2014 г.

Завтрак бодхисаттвы - Серия о страхе - 07

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 07 Страх перед будущим
Бхикшуни Тубтен Чодрон
27 декабря 2008
Аббатство Шравасти


Итак, мы продолжаем говорить о страхе и о том, как часто он увлекает нас в будущее, хотя будущее пока не наступило. Мы сидим в совершенно прекрасных условиях, а затем ум думает о самом худшем возможном варианте развития событий в будущем, пугается и паникует, тревожится и беспокоится; попросту пережевывает всю картину, хотя она пока и не происходит. Означает ли это, что мы не должны когда-либо думать о будущем? Нет, потому что нам нужно строить на будущее планы – но подразумевается, что мы смотрим на будущее, не позволяя всей нашей привязанности, а также проистекающим из привязанности страху и беспокойству, на будущем зациклиться. Мы можем взглянуть на будущее и сказать: «Ладно, если мы не позаботимся об этом и том, может случиться то-то. Я плохо себя чувствую: если я не пойду к врачу и не разберусь с проблемой, она может оказаться чем-то неприятным». Или: «Если на крыше много снега, а мы ничего не предпримем, она может провалиться и нанести сильный ущерб». Тем не менее, видеть эти вещи со спокойным умом, который просто разумно воспринимает причины и следствия – то, что нам нужно делать, чтобы строить планы на будущее и заботиться о том, о чем позаботиться нужно.

Проблемы у нас начинаются тогда, когда мы не думаем о будущем разумно, а позволяем  привязанности и страху всем заправлять. Мы выдумываем эти невероятные, ужасающие драмы, в которых всё – катастрофа и всё рушится. Мы изображаем всё так, как будто у нас совершенно нет ресурсов или каких-либо навыков для работы с ситуацией – в духе «Весь этот ужас всенепременно произойдет, а в обществе совершенно нечему мне помочь. Внутренних ресурсов у меня нет; всё это меня уничтожит!». Тогда мы просто увязаем в своих страхе, беспокойстве и тревоге. Я у многих из вас это наблюдала. Взгляните себе в лицо; знакомо? Видя, что наш ум этим занимается, мы должны вернуть его к настоящему и аккурат к тому, что происходит прямо сейчас. Тогда ваш ум скажет: «Но это не описание худшего из возможных вариантов; я действительно реалистично рассматриваю будущее. Я уверен(а), что эти ужасные вещи непременно случатся, и убежден(а), что у меня нет навыков для того, чтобы с ними справиться».

Каждый раз, когда вы ощущаете, что поддаетесь тревоге, беспокойству и страху, это само по себе показывает, что вы не воспринимаете ситуацию правильно. Помните, что эти эмоции – омрачения. Они основываются на преувеличении, основываются на ненадлежащем внимании. Итак, если вы их ощущаете, то в вашем восприятии ситуации что-то наперекосяк. Очень хорошо просто вернуться в настоящее мгновение; в том, что происходит, всё совершенно нормально. Это не конец света. «Я не цыпленок Цыпа, небо не падает. Как-нибудь нам удастся все разрулить. Все, возможно, выйдет не в точности так, как мне бы хотелось, но все будет совершенно нормально». Итак, продолжайте дышать, вернитесь в настоящее; перестаньте сочинять драмы.