воскресенье, 27 апреля 2014 г.

Завтрак Бодхисаттвы – Серия о страхе - 08

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 08 Ресурсы на случай устрашающих сценариев
Бхикшуни Тубтен Чодрон
28 декабря 2008
Аббатство Шравасти




Вчера я говорила о том, что наш ум много занимается творческим сочинительством, придумывая наихудшие варианты развития события – всевозможные страшные вещи, которые случатся – и о том, как мы порождаем в себе страх, представляя на будущее вещи, которые могут произойти, а могут и не произойти, и поддерживая уверенность в том, что они случатся. Затем мы по этому поводу распаляемся. Итак, вчера я говорила о том, что нет нужды подобным образом что-то проецировать на будущее и сочинять подобные истории; нужно вернуться в настоящее. Кроме того, я говорила, что нам все-таки нужно думать о будущем и о тех вещах, которые могут произойти, чтобы быть к ним готовыми, потому что если мы не подготовимся к ним, то окажемся полностью застигнутыми врасплох. Поэтому, например, мы выполняем медитацию на непостоянстве и смерти, ведь размышления надо смертью вдохновят нас на то, чтобы к ней подготовиться – так? В данном случае же мы будем к ней готовы; без панического страха, а с мудростью.

У нас всегда есть выбор
Занимаясь написанием устрашающих сценариев, страх утверждает, что я совершенно ничего не могу поделать, что эти обстоятельства надо мной возобладают и потому я даже не жду, пока они возникнут, а чувствую себя несчастным/несчастной прямо сейчас. Тем не менее, очень полезно помнить, что у нас всегда есть выбор, даже в дурной ситуации, и вокруг нас всегда есть ресурсы, к которым мы можем обратиться за помощью. В любой ситуации, вероятнее всего, найдутся внешние ресурсы; если мы заболеваем, есть больницы, врачи и специалисты в области здравоохранения, есть друзья, которые о нас позаботятся, есть лечение, которому нужно следовать; есть лекарство; произойти может очень многое. Если мы в затруднительной финансовой ситуации, есть внешние вещи, есть люди, которые помогут нам пережить трудности, и так далее. Кроме того, есть вещи, которые можем предпринять мы; например, в случае финансовых затруднений мы можем перестать тратить деньги на то, чтобы покупать ненужные вещи – что мы, как страна, должны были сделать несколько лет назад; это уберегло бы нас от множества невзгод. Итак, есть вещи, которые мы можем предпринять, корректируя свой стиль жизни и испытывая такое же счастье. Кроме того, мы способны и на вещи внутренние – у нас есть внутренние ресурсы, которые мы можем использовать для работы с трудными ситуациями.

Сорадоваться созреванию кармы
Именно здесь и происходит практика тренировки мышления. Таким образом, мы меняем состояние ума, в котором пребываем. Вместо того, чтобы сердиться и винить кого-то вовне, мы воспринимаем все как созревание кармы и потому сорадуемся, ясно? Другой вариант: мы используем трудности, чтобы подумать о людях, находящихся в гораздо худших ситуациях, и развиваем сострадание. Мы используем проблему, чтобы напомнить себе о природе сансары и таким образом зародить отречение и решимость освободиться. Таким образом, все эти имеющиеся у нас умственные ресурсы также изменяют то, как мы переживаем ситуацию – понятно? 

Хотя при наличии страха, беспокойства или тревоги мы не видим никаких вариантов, на самом деле вариантов выбора множество – либо с точки зрения окружения, либо с точки зрения наших собственных действий, с точки зрения того, как мы рассматриваем ситуацию и преображаем переживание посредством своей практики Дхармы. Итак если мы думаем о вещах, трудностях, с которым можем столкнуться в будущем, то вместо переживания неких панических страха и беспокойства думаем о ресурсах, которые у нас под рукой. Если у нет желаемого нами объема ресурсов – например, если наша практика тренировки мышления не так сильна, как необходимо для работы с некими затруднениями в будущем – то сейчас нам нужно практиковать тренировку мышления с большей энергией и большей преданностью, понимаете? Поэтому мы не просто думаем «маньяна а ла маньяна» – в духе «Я с этим разберусь, когда столкнусь, и потому не стану тренировать свой ум сейчас и буду ожидать, что смогу практиковать Дхарму в то мгновение, когда мне это понадобится». Вместо этого мы действительно упорствуем в том, чтобы практиковать сейчас, преобразуя свой ум сейчас и по ходу этого процесса начиная очищать карму, которая могла бы вызвать некоторые из этих дурных ситуаций. Итак, я немного об этом расскажу завтра – о том, как карма сочетается со страхом и дурными ситуациями и о том, что мы по этому поводу можем предпринять.