воскресенье, 11 мая 2014 г.

Завтрак бодхисаттвы – Серия о страхе – 16

Завтрак Бодхисаттвы
Страх – 16 Сомнения относительно собственных способностей 
Бхикшуни Тубтен Чодрон
Аббатство Шравасти
6 января 2009



Следующий выпуск о страхе – и мы подходим к концу – посвящен тому, что мы боимся из-за сомнений относительно собственных способностей. Это может помногу происходить в практике Дхармы; у некоторых из вас перед началом ретрита – когда вы проводили круговой опрос относительно того, что по поводу прохождения ретрита вас беспокоит, – этот вопрос мог всплыть, потому что некоторые люди утверждают: "Что ж, не знаю, могу ли я так долго сидеть; не знаю, могу ли я сосредотачиваться; не знаю, могу ли я медитировать; не знаю, правильно ли я это выполняю; не знаю одного, другого, третьего" – и возникает много страха, или беспокойства, тревожности, таких вот вещей, и многое из этого возникает просто из-за сомнений относительно самих себя и собственных способностей.

Это, в общем-то, бесполезно – пребывать в этом состоянии сомнений в себе и страха относительно собственных способностей. Наилучший способ с этим справиться – если есть что-то, чего мы не знаем и что знать должны – узнать, что нам нужно предпринять, чтобы эту вещь освоить, а затем этим заняться, и щадить себя в процессе, не ожидая "Мне нужно быть потрясающим адептом медитации и выдающимся практикующим Дхармы, а я боюсь не соответствовать собственным ожиданиям", но признавая, что мы все начинающие на младенческом уровне и потому делаем то, что можем.

В силу этого я полагаю, что одно из противоядий от этого вида страха – попросту принятие самих себя и направление здравого объема энергии на то, чтобы научиться тому, чему нам нужно научиться, практиковать то, что нам нужно практиковать, и так далее – потому что если мы это сделаем, то на самом деле обретем способности, по поводу отсутствия которых испытываем столь сильный страх. Если же мы просто увязаем в этой тревоге, ничего не изменится.

Думаю, частично этот страх возникает из-за нескольких вещей, одна из которых такова: мы, возможно, выполняем новую практику – месячный ретрит, трехмесячный ретрит – то есть раньше чего-то не выполняли, и потому присутствуют некие страх и нервозность, возникающие из-за того, что это новый опыт. Мы также испытываем радость и предвкушаем это новое занятие, привнося в него некую позитивную энергию, а энергия эта станет вести нас к тому, чтобы мы учились тому, чему нужно учиться, практиковали то, что нужно практиковать, после чего мы медленно будет становиться лучше.

Другой вид страха возникает просто потому, что мы создаем грандиозный образ: "Я стану буддой к следующему вторнику, или, по крайней мере, к концу ретрита; а если и не буду буддой, то по меньшей мере к тому времени реализую пустотность, или, как минимум, однонаправленное сосредоточение, или бодхичитту, или, по крайней-то мере, полое отречение. Ну – на крайний случай – я, возможно, распознаю драгоценность человеческой жизни". Итак, у нас есть некие ожидания и мы боимся их не оправдать. В силу этого, думаю, порождение подобных жестких ожиданий не является особо полезным. 

Когда у нас есть ожидания или цели относительно ретрита, думаю, лучше говорить: "Надеюсь, я стану добрее, чем был(а) в начале ретрита" или "Надеюсь к концу ретрита продвинуться в практике взращивания бодхичитты дальше, чем в начале" – а не "Надеюсь к концу реализовать бодхичитту". Понимаете разницу и то, о чем я? Иными словами, иметь что-то относительно "Я устремляюсь продвинуться в этом направлении" – но мы не можем однозначно утверждать, что достигнем определенной отметки, потому что обретение этих различных реализаций достигается в силу множества причин и условий, а мы не знаем, сколькие из них мы создали, а сколькие нет. Конечно, иногда-то мы знаем и можем проверить – потому что писания объясняют нам, каковы эти причины и условия; мы, возможно, не знаем, сколько создали заслуги или сколько осуществили очищения, но знаем, что изучили какие-то вещи или мощно прочувствовали определенные темы, и тому подобное. Это, опять же, дает нам представление о том, что взращивать, и позволяет действительно думать "Я устремляюсь это осуществить" – и тогда вы не боитесь не оправдать нереалистичных ожиданий. 

Таким образом, "Я устремляюсь к тому, чтобы больше, чем раньше, преуспеть в А Б В" – это разумно, не правда ли? Это также достижимо, а если вы достигнете того, к чему устремлялись, то ощутите воодушевление, в то время как если думаете "К концу ретрита я разовью отречение", а затем в конце ретрита все еще мечтаете об обеде, то думаете: "Всё это было провалом". Что ж, это не был провал, потому что вы, вероятнее всего, продвинулись дальше, чем прежде – просто у вас были некие нереалистичные ожидания.