Бхикшуни Тубтен Чодрон
Сегодня утром в Аббатстве мы приняли
восемь обетов махаяны. Это практика, которую мы выполняем каждое
полнолуние и новолуние, и происходит она из древней Индии, где в дни
новолуния и полнолуния Сангха выполняла очищение и восстановление своих
обетов; люди также приходили в монастырь, чтобы получить восемь
однодневных обетов. Восемь обетов махаяны — это принятие этих восьми
обетов с мотивацией махаяны – иными словами, с желанием стать полностью
пробужденным буддой ради блага всех живых существ.
Итак, это принятие особых однодневных
обетов. Когда вы принимаете их впервые, они принимаются в присутствии
учителя; после этого вы можете принимать их самостоятельно перед алтарем
или визуализируя Будду.
У этой практики, практики принятия
восьми обетов махаяны есть множество видов пользы, поскольку, хотя это и
однодневная практика, вы получаете опыт соблюдения основополагающих
обетов сроком в один день – причем не только пяти обетов мирянина, но и
однодневного воздержания, отказа от развлечений, музыки и украшений;
воздержания от принятия пищи после полудня и тому подобного. Итак, в
этот день вы получаете чуть больше опыта, близкого к монашескому, так
что это изумительный способ стать более осознанными относительно того,
что вы говорите, делаете, думаете и чувствуете – а также способ
одновременно многое очистить и создать благую заслугу.
В строфе, которую мы читаем, когда утром
принимаем эти обеты, говорится о пользе укрепления тридцати семи опор
или тридцати семи крыльев, ведущих к просветлению, и о тому подобном.
Среди прочих видов пользы, однако, речь идет и о прекращении голода и
устранении болезней, и можно задуматься: «Как же принятие восьми обетов
махаяны препятствует голоду и болезням?». Что же, если мы подумаем с
точки зрения кармы, то увидим в этом смысл. Кроме того, обеты
противодействуют бедности.
Итак, если мы спросим какова причина
болезни, то выяснится, что это причинение вреда телам других существ –
такова главная, хотя и не единственная, причина. Главная причина болезни
– причинение вреда телам других существ, которое мы осуществляли в
прошлых жизнях. Когда мы прекращаем убивать, то прекращаем создавать
причину, в силу чего предотвращаем болезни и ранения. Какова кармическая
причина бедности? Это воровство и жадность, которым мы предавались в
прошлых жизнях – так что когда в этой жизни мы прекращаем воровать, то
не создаем причин для бедности и очищаем часть кармы, которую создали
тем воровством, которое осуществляли в прошлых рождениях. Что до
прекращения голода, когда мы едим в определенные часы – не позже полудня
– то перестаем переедать, перестаем растрачивать пищу, и даже в этой
жизни это в качестве следствия может повлечь за собой прекращение
голода.
Таким образом мы видим, что восемь
великих обетов махаяны приносят виды пользы, которые, разумеется,
созреют в будущих жизнях, созреют как наши освобождение и просветление –
но также и виды пользы, которые созреют прямо сейчас. В частности,
когда мы принимаем эти обеты, они действительно дают нам возможность
увидеть свой ум. Многие говорят, что никогда не осознавали, сколько
болтают – пока не приняли обет не лгать и не стали следить за тем, что
говорят, чтобы отслеживать возможную ложь; отслеживая ложь, они
замечают: «Боже, я ужасно много говорю – возможно, мне не нужно все это
говорить». Некоторые люди много напевают с закрытым ртом, или поют в
уме, или мысленно смотрят фильмы; когда вы принимаете эти обеты, то
внезапно все это замечаете, потому что у вас есть обет не петь, не
смотреть развлекательных программ и представлений. Возможно, раньше вы
за собой всего этого не замечали – но теперь замечаете. Или, скажем,
некоторые из нас часто перекусывают; когда же мы принимаем обеты, то
осознаем, насколько нам присуща потребность отвлекаться на еду или чай;
или, скажем, всегда есть побуждение «пойти чем-нибудь закусить». Мы
начинаем все это лучше осознавать; возможно, раньше мы за собой всего
этого не замечали.
Подобным образом, приняв на двадцать
четыре часа обет целибата, некоторые люди замечают: «Боже, я много
флиртую – в том, как хожу, как использую свои глаза – и раньше никогда
этого не замечал(а)». Таким образом, обеты приносят подобную пользу,
открывая врата для того, чтобы мы более ясно увидели свой ум; их польза,
разумеется, также включает очищение и накопление заслуги. Таким
образом, следует радоваться тем дням, когда у нас есть возможность
принять восемь обетов махаяны – причем не просто их принять, но и
соблюдать.
Подписаться на информационную рассылку "Аббатства Шравасти по-русски".