четверг, 10 июля 2014 г.

Ламрим Ченмо: Общие качества кармы (незначительно отредактированная расшифровка)

Досточтимая Тубтен Чодрон в Фонде Дхармической Дружбы, Сиэттл, 25 мая 92
Содержание:
- Наука и карма
- Карма – это не расплата
- Всё проистекает из ума
- Размышление над общими аспектами кармы:
-- Карма определенна
-- Следствия кармы возрастают.
-- Если действие не совершено, с его следствием не встретиться.
-- Действия не теряются, не принеся результата.
- Карма нелинейна
- Вопросы и ответы
Когда мы смотрим на нашу драгоценную возможность, видим, насколько она исключительна и как много мы с ее помощью можем достичь, но что она не будет существовать вечно, то начинаем немного беспокоиться о том, что случиться, если мы будем продолжать то же свое прежнее безумное поведение. Мы начинаем искать неких проводников, которые указали бы нам в нашей жизни некое позитивное направление. Здесь мы обращаемся к Будде, Дхарме и Сангхе за водительством, за прибежищем. Первое учение, которое они нам дают – это учение о "карме", или функционировании причин и следствий. На самом деле в этот момент наша практика Дхармы реально и начинается. Иными словами, именно соблюдая причины и следствия, мы и начинаем практиковать. Причины и следствия пронизывают всё, что мы делаем; пронизывают все наши повседневные виды деятельности.

Наука и карма
Наука исследует причины и следствия на физическом уровне. Вы смешиваете определенные химические вещества, и это порождает определенное следствие – или же смотрите на определенные звезды в небе и стараетесь проследить их истоки. "Карма" говорит о причинности на уровне ума, и под "кармой" подразумеваются действия. Карма относится к тем вещам, которые мы говорим, делаем, думаем и чувствуем, и карма создает в потоках наших умов отпечатки, которые затем приносят следствия с точки зрения того, что мы затем переживаем.

С помощью науки вы можете проследить причинно-следственные связи – или можете попытаться их проследить. Тем не менее, мы неспособны видеть электроны и протоны, не можем увидеть отдельные молекулы вещей, – и все же верим в то, как они функционируют. Что ж, применительно к карме мы часто способны увидеть, то что делаем, услышать то, что говорим, и распознать то, что думаем и чувствуем. Мы, однако, неспособны увидеть отпечатки, что остаются в нашем потоке ума. Они не состоят из атомных частиц. Мы не можем их измерить. Даже если бы они и состояли из атомов, вы не смогли бы увидеть отдельные атомы. Я клоню к тому, что нам не следует утверждать, что чего-то не существует, лишь потому, что мы этого не видим. Мы не способны увидеть атомы, и все же знаем, что они существуют. Кармические отпечатки, оставленные в наших умах действиями, в равной степени существуют, хотя мы и неспособны их видеть.

Один из моих учителей говорил, что нам не следует быть подобными номадам, которые не верят в самолеты лишь потому, что их не видели. Существуют люди, которые утверждают: «Я этого не видел, стало быть, в это не верю!». Они заявляют это по отношению к самолетам; по отношению к тому, что люди высаживались на луне. Мы смотрим на это и говорим: «Это глупость!», и все же по отношению к другим вещам, которые нам не доводилось увидеть собственными глазами, полностью уверены, что их не существует. Понимаете, мы не совсем последовательны в том, как мы здесь различаем «существующее» и «несуществующее». Я это говорю к тому, что нам нужно поддерживать открытость ума, дабы распознать, как причины и следствия функционируют на умственном уровне. Это не нечто атомарное, не нечто, что можно было бы измерить микроскопами, телескопами или иными измерительными инструментами.

Карма – это не воздаяние
Говоря о карме очень важно понимать, что она довольно сильно отличается от иудео-христианского представления о воздаянии. Я заметила, что это очень распространенное заблуждение. Мы можем слушать учения по карме, но слышать их через христианскую призму и совершенно запутаться. Мы слышим не то, что говорил Будда, а то, что нам говорили в воскресной школе в возрасте пяти лет. Когда мы слушаем эти объяснения, важно постараться слушать со свежим настроем. Именно поэтому я в начале сказала, что принесение нашими действиями последствий никак не связано с вознаграждением и наказанием. В буддизме нет идеи вознаграждения и наказания. Наличие системы наград и наказаний подразумевает, что кто-то заправляет вселенной, решая, кому достанутся награды, а кому – наказание. В буддизме дело обстоит не так.

С точки зрения буддизма, вселенной никто не управляет; никто не дергает за ниточки марионеток. Никто не посылает вас туда или сюда. Наша жизнь полностью сотворена силой нашего собственного ума. Никто не раздает наград и наказаний. Когда мы создаем причину, она естественным образом приносит следствие, соответствующее этой причинной энергии. Весной мы все были заняты посадкой цветов. Когда цветы вырастают, это следствия тех семян, что вы посеяли, но они не являются наказанием семян и не являются наградой семян. Это просто следствия семян.

Это важно понять, потому что когда мы начинаем проводить различия между разными видами действий и разными следствиями, которые они приносят, возникает искушение подумать: «А… Кто-то совершил разрушительное действие. Их наказывают, потому что они плохой человек». Это совершенно за рамками буддийской теории!

Во-первых, в буддизме наши действия могут быть вредоносными, но это не означает, что мы плохие люди. Существует различие между действием и личностью, которая это действие совершает. Все люди обладают потенциалом будды, но умы их могут быть захвачены мусором, в силу чего они действуют, причиняя вред. Это не означает, что они – вредные, злые, дурные, грешные люди. Речь о чем-то совершенно ином. Во-вторых, просто в силу того, что кто-то допустил ошибку не подразумевается, что их наказывают. Речь лишь о том, что если вы посеете определенное семя, оно породит определенные цветок, фрукт или овощ. Это не награда или наказание.

Я пыталась говорить о карме с группами евреев. Очень сложно беседовать о карме с теми, кто пережил Холокост. Слыша объяснения через иудейско-христианскую призму, они совершенно выходят из себя. Карма никак не связана с тем, чтобы «заслуживать страданий»; такая идея в буддизме совершенно отсутствует.

Все проистекает из ума
В буддизме мы говорим о том, что все проистекает из ума. Помните, что под умом подразумевается не мозг и не интеллект. Умом называются все наши сознательные процессы – наши чувства, наше восприятие. Когда мы говорим, что всё проистекает из ума, подразумеваются несколько вещей. Один из смыслов, в частоности – в том, что источником переживаемого нами в жизни является наше собственное сознание (в том смысле, что если я переживаю счастье, оно проистекает из моих собственных действий). Мои действия мотивирует мой ум. Если я переживаю боль, она также в первую очередь, хотя и не исключительно, проистекает из моих действий. Опять же, источник моих действий сводится к моей мотивации, моему сознаню. Таков один из смыслов того, что ум называется истоком всего. Нет никого вовне, кого можно было бы обвинять или винить. Мы не можем обвинять или восхвалять Бога, потому что с точки зрения буддизма вселенной никто не заправляет.

Будда не изобретал причинно-следственной связи. Причинно-следственные связи – попросту процесс функционирования того, как всё устроено. Будда просто описал, как этот процесс работает. Это, опять же, важно понять. Будда не изобретал благих и неблагих действий. Будда не утверждал: «Это неблагое действие, потому что я так сказал. Если не будете делать то, что я говорю, вам достанется!». Будда лишь описывал всё так же, как врач описывает: «Вы больны, потому что присутствует такой-то вирус». Врач не создавал вирус; не создавал связи между вирусом и болезнью. Врач просто их описывает. Познакомившись с описанием, вы можете попытаться избежать этого вида вируса. Вы не хотите вновь подцепить ту же болезнь. Понимание Буддой причинности не подразумевает всевозможного тяжкого оценочного суждения. Какое-то время нам нужно уделить размышлениям над этим.

Далее, взгляните на схему ламрима*, если она у вас есть схема. Вы увидите, что у темы кармы есть три крупных раздела:

1. Размышления над общими аспектами кармы

2. Размышления над конкретными аспектами кармы

3. Как, поразмыслив над причиной и следствием, осуществлять позитивные действия и избегать деструктивных.

Размышление над общими аспектами кармы
Сперва мы поговорим о том, как же, собственно, размышлять над общими аспектами кармы. Существует четыре общих аспекта.

1. Карма определенна
Первый общий аспект – это то, что «карма определенна». Это означает, что если кто-то переживает счастье, то оно определенно произошло от созидательного действия. Если они переживают боль, она определенно произошла из действия деструктивного. Не бывает того, чтобы вы переживали боль как кармическое следствие конструктивных действий. Иными словами, здесь мы говорим о том, что между причиной и следствие есть чрезвычайно определенные взаимоотношения. Если вы посадите сливы, то получите сливы; если посадите персики, то получите персики. Нельзя посадить сливы и получить персики, а персики не растут из семян чили. В причинах и следствиях здесь определенные взаимоотношения. Также все обстоит и с точки зрения кармы.

Это на самом деле довольно глубоко. Когда бы мы ни были счастливы, полезно присесть и подумать: «Это проистекает из моих собственных созидательных действий. Такова главная причина. Есть сопутствующие условия (я только что выиграла в лотерею), но главная причина – это карма. Сопутствующие условия – это эти милые люди, которые дали мне деньги, и, разумеется, мой драгоценный лотерейный билет. Тем не менее, безусловно есть связь между счастьем и главной причиной (кармой) – неким действием, которое я прежде совершил.

Подобным образом, каждый раз когда мы переживаем боль, полезно понимать, что она проистекает из наших собственных вредоносных действий. Другие люди могут выступать в качестве сопутствующих условий; они могут кричать или орать, или бить нас, но реальная главная причина для того, что мы исходно оказались в этой ситуации проистекает из нашего собственного действия. Нет ничего внешнего, что можно было бы обвинять или восхвалять. Это довольно глубокий момент. Когда мы его понимаем, то обретаем невероятно чувство способности предпринять что-то по поводу нашей ситуации. Вместо того, чтобы быть на милости кого-то или чего-то или просто приписывать всё «природе», над которой мы лишены контроля, мы начинаем осознавать, что источником переживания нами счастья и боли является наш собственный ум. Мы осознаем, что можем что-то по поводу него предпринять – создать позитивные условия, оставить условия вредоносные и очистить их. Из подобного понимания кармы проистекает невероятно чувство наличия силы.

Поскольку Будда обладал силой ясновидения, он был способен увидеть, какие причины порождают какие следствия. Когда бы живые существа ни переживали боль, ему удавалось увидеть действия, которые послужили ее причиной, и действия эти называются «разрушительными». Когда бы кто-то ни переживал счастье, он был способен увидеть действия, которые его вызвали, и действия эти называются действиями «благими» или «созидательными». Разделение действий на созидательные, разрушительные и нейтральные возникло применительно к тому, какие следствия они приносят. Именно это я раннее и имела в виду, говоря, что Будда не говорил: «Это действие неблагое, потому чот я так сказал». Они лишь описывал то, что реально происходило.

2. Следствия действия возрастают
Второе качество кармы – это то, что следствия действия возрастают. Следствия расширяются. Карма, опять же, подразумевает намеренное действие – то, что мы говорим, делаем, думаем и чувствуем. Мы можем совершить одно маленькое действие, но следствия его могут быть довольно крупными, так же как можно посадить маленькое семя яблока и получить целую яблоню. Множество следствий проистекает из одной простой причины. Об этом важно помнить, потому что иногда мы говорим: «Что ж, это лишь маленькая белая ложь. Она ничему не нваредит». Мы подгоняем основу и придумываем оправдания. Если мы понимаем карму, то поймем, что маленькая белая ложь может оставить маленький отпечаток, но отпечаток этот может быть усилен. Он может возрасти. Он может расшириться и принести множество последствий.

Или же иногда мы можем говорить: «О, сидеть и медитировать я могу только пять минут. Ах, я такой паршивый!». Здесь, опять же, важно помнить, что пять минут – это небольшая причина, но в силу расширяемой природы кармы принести она может очень, очень большие следствия. Суть в том, что мы насколько возможно желаем воздерживаться даже от малых деструктивных действий; насколько возможно хотим направлять свою энергию даже на малые созидательные действия в силу расширяющейся природы действия.

3. Если действие не совершено, мы не встретимся с его следствиями
Третье качество: если действие не было совершено, следствие не будет пережито. Если вы не засеете семена, то не получите никаких цветов. Семян нет – вы также не получите и сорняков. Можно услышать, например, о странном несчастном случае, крушении самолета или крушении поезда. Некоторые люди погибают, а другие нет. Почему? Что ж, некоторые создали причину, скажем, для того, чтобы быть раненными, а некоторые на самом деле создали причину погибнуть. Не создав причины, вы не получите следствия. Или же люди могут заниматься очень сходными видами бизнеса, и некоторые будут преуспевать, а другие нет. Это, опять, связано с кармой – некоторые люди создали причину для того, чтобы бизнес их был успешен, а другие нет.

Так же и в нашей практике: если мы не создадим причины для обретения реализаций и прозрений, то не обретем их. Недостаточно просто молиться: «Будда, пожалуйста, сделай мой ум таким и сделай мой эдаким», потому что если мы не создадим причин, то не получим следствия.

Я раньше дразнила людей в Сингапуре. Многие из них (те, кто о буддизме знают не слишком много) ходят в храмы и молятся о том, чтобы выиграть в лотерею; в Сингапуре это популярно. «Пусть я выиграю в лотерею. Пусть мои сын и дочь получат хорошие работы и дают мне деньги. Пусть семья будет богата». Они так много молятся, но когда кто-нибудь приходит и просит о пожертвовании на какую-то благотворительность, отвечают они: «Нет. Деньги эти мы хотим потратить на собственную семью». Это хороший пример того, что не создав причину, не получишь следствия. Кармическая причина богатства – щедрость. Если вы не проявляете щедрость, то все эти молитвы о богатстве подобны разговорам с космосом, потому что главная причина изначально отсутствует.

Если мы желаем реализаций, нам нужно приложить определенную энергию к тому, чтобы создать для них причину. Думаю, нам нужно быть как можно систематичнее в создании причин для понимания, продвижения и улучшения в нашем уме, но не следует быть нетерпеливыми, ожидая результатов. Если причины созданы, следствия придут. Когда вы засеваете семена в почву и добавляете воду и удобрения, а солнечного света в достатке, вы знаете, что семена прорастут. Вам нет нужды стоять над ними и говорить: «Давай… расти» или «Что это ты не растешь?» или «Я тебя уже неделю назад посадила [смех], где ты там?». Мы знаем, что если все причины мы собрали, цветы взойдут.

Так же дело обстоит и с нашей практикой. Если мы довольствуемся созданием причин, попытками избегать неблагих действий, вырабатывать добрую и мягкую мотивацию, пытаться заботиться о других настолько, насколько мы можем, эти действия автоматически принесут следствия. Нам нет нужды становиться нетерпеливыми: «Почему это я всё еще не будда?!». Просто создавайте причину. Следствие придет, когда будут собраны все причины.

4. Действия не теряются, не принеся следствия
Последнее из обих качеств кармы – это то, что совершаемые нами действия оставляют в наших умах отпечатки, а отпечатки эти не теряются. Мы можем совершать определенные действия, но следствия не проявятся мгновенно. На то, чтобы следствия проявились, может уйти какое-то время, но они безусловно проявятся. В жизни мы совершаем множество вещей, которые, как мы знаем, много лет не будут приносить следствий – и всё же мы их осуществляем. Можно сделать некое вложение, но процент не получать и тридцать лет. Следствие, однако, проявится; оно не будет утрачено, если экономика не придет в настоящий упадок. На материальном уровне всё все равно может быть неопределенным, однако с кармой неопределенности никогда не бывает [смех] Иными словами, если действия созданы, карма никогда не пропадет. Действие в конечном итоге принесет плод. Важно об этом помнить.

Это не означает, однако, что карма высечена в камне. В карме есть значительная доля гибкости. Скажем, вы что-то крадете. В какой-то момент в будущем это принесет вредоносное следствие – если мы не очистим действие. Семя в конечном итоге принесет плод, если вы не уберете воду или удобрения, или не опалите семя, или не вынете его из земли. Иными словами. вы можете каким-то образом этому помешать.

Подобным образом, мы можем влиять на кармические отпечатки в потоке нашего ума. Именно здесь и заходит речь о процессе очищения. Мы изучили практику «Исповеди перед Тридцатью Пятью Буддами». Её выполнение подобно тому, чтобы убрать воду и удобрение, дабы наши неблагие кармические отпечатки так успешно не созревали. Они созреют позже, или, созрев, не будут созревать столь сильно, или не будут действовать так долго. Иными словами, мы влияем на процесс их созревания. По мере того, как мы всё больше и больше очищаем и начинаем понимать пустотность, нам действительно удастся опалить кармические семена, чтобы они не приносили плодов. В конечном итоге мы сможем полностью их извлечь и устранить. Такова реальная ценность очищения. Оно помогает остановить созревание, дабы мы не получали тех следствий, которых не желаем.

Аналогичным образом, помешать можно и нашим созидательным действиям. Мы можем быть очень добрыми и прилагать все усилия, чтобы действовать созидательно. Эти отпечатки – в нашем уме, и мы даже можем их посвятить. Однако если затем мы…

[Учения утрачены из-за смены пленки.]

…это всё равно, чтобы лишить наши созидательные действия воды и удобрения, чтобы они не могли созреть. Также это делают гнев и ошибочные воззрения. Когда мы зарождаем чрезвычайно настойчивые ошибочные воззрения, то мешаем созреванию нашей благой кармы. Именно поэтому важно прилагать усилия не только к тому, чтобы действовать созидательно и совершать посвящения, направляя действия в желаемое нами русло, но и избегать гнева и ошибочных воззрений. Эти неблагие помыслы противодействуют тем усилиям, которые мы прилагали.

Карма – так, как мы её описываем – может в каких-то смыслах показаться очень линейной. Делаете это и получаете это; делаете то и получаете то. Однако на самом деле в карме наличествует огромная гибкость, в силу чего она не является предначертанной и предрешнной. Мы можем совершить деструктивное действие. Это оставит в уме отпечаток, который может привести к перерождению коровой, или ослом, или лошадью, или лягушкой, или голубем, или другими – существует целый спектр. Это не высечено в камне. Не говорится: «Вы намеренно наступили на червяка и посему переродитесь червяком – этим конкретным видом червя!».

Для того, чтобы семя созрело, нужно иметь главную причину – семя – и сопутствующие условия, которые влияют на то, как семя возрастает. Если вы обеспечите много воды, удобрения и солнечного света, семя вырастет огромным. Если вы используете конкретный вид удобрений, семя может вырасти в одном ключе; с другим видом удобрений оно вырастет по другому; или же оно может немного прорасти, а затем выдохнуться. Присутствует значительная гибкость. В семени сокрыт потенциал, но вы не можете в точности предсказать, насколько большими будут яблоки, потому что это зависит и от множества других факторов: сопутствующих условий.

Аналогичным образом, кармические семена в нашем потоке ума обладают определенным потенцалом, определенной энергией, которая порождает конкретный вид следствия. Тем не менее, на то, каково именно следствие и как оно сработает будет влиять множество других факторов. Вещи не предречены; им не предначертано случиться. Мы не способны влить на следствия. В зависимости от того, в какие ситуации мы влезаем, мы поощряем созревание либо созидательной, либо разрушительной своей кармы. Если мы влезаем в ситуации, в которых мы окружены людьми, лишенными особого нравственного базиса или не слишком ответственными и бесечными, мы создаем условия для того, чтобы созрела наша собственная неблагая карма. Если мы оказываемся в иной ситуации, т создаем условия для созревания нашей позитивной кармы.

Это вовсе не обязательно означает, что если вы окажетесь в конкретном окружении, наверняка созреет ваша неблагая карма, а в окружении ином безусловно созреет ваша карма блага. Это не подразумевается. Подразумевается. однако, что существуют иные действенные условия, которые повлияют на то, как всё созревает, когда всё созревает и насколько большими или малыми будут следствия.

Хотя всё не является предначертанным или предреченным, мы не можем выйти за рамки причин и следствий. Всё не является столь уж фиксированным и жестким – но с другой стороны, всё не происходит случайно без каких-либо причин. Даже на научном уровне ничто не происходит случайно; у вещей есть причины. Также и с точки зрения наших жизней то, что с нами происходит, то, кем мы являемся, условия, в которых мы рождаем, то, что мы переживаем – всё это не происходит без какой-либо причины, не происходит просто в силу случайности. Если бы не было причин и следствий и была бы только случайность, можно было бы сажать семена маргариток и выращивать кукурузу. Сажаете маргаритки – и лишь случай определяет, что вы получите. Особого смысла в этом нет; всё не лежит за пределами причин и следствий. С другой стороны, всё не является настолько жестким, чтобы вещи были фиксированными и высеченными в камне.

Вопросы и ответы
Прежде чем я продолжу, посмотрим, не возникло ли пока каких-либо вопросов.

[Участники:] Как быть с вещами, которые, возникая, влияют на целую группу людей – как это связано с кармой?

Существует так называемая коллективная карма и индивидуальная карма. Коллективная карма – это действие, которое мы совершаем вместе с группой людей, и поскольку совершили мы его с группой людей, следствие мы переживаем в качестве группы. Например, мы все сидим здесь как группа. Это следствия некого кармического действия, которое мы в прошлом совершили и которое, очевидным образом, было чем-то благим, созидательным, добродетельным – ведь мы оказались в хороших обстоятельствах, в которых у нас есть возможность вновь слушать учения.

В рамках этого, однако, каждый из нас, сидящих здесь, переживает что-то слегка по-разному. Такова наша индивидуальная карма. То, что мы делаем сейчас – это следствие чего-то, что мы вместе сделали в прошлом, и всё же это также следствие индивидуальных вещей, которые мы в прошлом совершали. Каждый из нас переживает что-то слегка иначе. У кого-то может болеть живет. Кто-то, слушая учения, ощущает ободрение. Кто-то испытывает неусидчивость. Это вещь индивидуальные.

С точки зрения создания причины мы собрались здесь с конструктивной целью, и это породит коллективную карму для того, чтобы в будущем мы вновь переживали сходную ситуацию. Кроме того, мы также создаем свою индивидуальную карму. Люди думают о разном, мы действуем по-разному, и это принесет отдельные следствия, которые каждый из нас как индивидуум будет переживать.

Мы переживаем что-то вместе, в качестве группы, потому что создали причину вместе, как группа. Именно поэтому важно быть осторожными с тем, в какие группы мы вступаем. Если мы принадлежим к какой-то группе, не имея выбора, нам следует решить, согласны ли мы с целями этой группы или нет. Например, вас призывают в армию или кто-то приходит к вам домой и заставляет вас пойти в армию. Выбора у вас нет. У вас нет выбора относительно того, что вы попадете в армию, но есть выбор относительно того, солидарны ли вы с ее назначением. Если вы вступаете и говорите: «Да, да, ра-ра, я хочу убить врага!» – это создает в уме соответствующего рода отпечаток. Если вы в армиии, но говорите: «Я не хочу здесь быть! Не хочу никого убивать», то не получаете коллективную карму от того, что является частью группы людей, предназначенной для этой конкретной цели.

Вы упомянули расизм. Это в равной степени применимо и к геноциду и другим вещам. Скажем, в концлагере, будь то Аушвиц или один из тех, что в ходе Второй Мировой были созданы в Аризоне. Вы находитесь там с другими в силу коллективной кармы. Вы переживаете следствие вместе, как группа, потому что создали причину вместе, группой.

Опять же, может быть такое, что люди, являющиеся в этой жизни жертвами, в прошлых жизнях могли быть теми, кто причинял вред. В контексте Ближнего Востока, палестинцы прежде могли быть евреями, а евреи прежде могли быть немцами. Или предположите, что чернокожие в Америке прежде могли быть белыми рабовладельцами, или что белые прежде могли быть черными. Размышляя над этим, глубоко цепляться за свою идентичность даже в контексте групп. Группы также меняются.

[Участник: Неразборчиво]

Вы говорите, что ваше собственное мышление применительно к группе определит то, какую карму вы создадите. Совершенно верно. Если вы солидарны с целями группы, то создаете карму тех действий, которые группа в соответствии со своей целью предпринимает. Если американцы вступают в войну, а вы говорите: «Ра Ра Америка, я целиком и полностью за американцев!» и сорадуетесь всем тем убийствам людей, которые американцы совершают, то получаете карму, связанную с убийством. Вы сорадуетесь действиям, исполняющим назначение группы.

Если в вашем уме есть чрезвычайная ясность: «Я не согласен с отнятием жизни других. Я совсем за это не выступаю», но не получаете карму убийств, совершаемых этими людьми, хотя у вас и может быть американский паспорт. На самом деле, вы, вероятно, получаете много благой кармы, потому что занимаете ненасильственную позицию и полностью возражаете против убийства.

Есть несколько вещей, которые здесь нужно учесть. Во-первых, когда мы в группе, нужно осознавать, согласны ли мы с целями этой группы или нет. Кроме того, нужно осознавать, как мы сорадуемся. Мы также накапливаем карму за счет вещей, которым сорадуемся. Если вы читаете газету и говорите: «ОГО! У такого-то только что полностью испортилась репутация. Я рад, что этому козлу досталось!» [смех] – хотя вы этого и не делали, вы создали карму уничтожения чьего-то источника средств на жизнь. Если мы сорадуемся дурным действиям других людей, то создаем карму, сходную с совершением этих действий. Нам нужно быть осторожными с тем, чему мы сорадуемся.

Если говорить о чем-то более позитивном, дхармическая группа создается с целью достижения просветления ради блага живых существ. Когда мы здесь занимаемся чем-то вместе – опять же, в силу коллективной кармы – мы вместе получаем позитивный потенциал друг друга. Точно так же, как солдаты вместе получают неблагую карму друг друга, мы получаем благую карму каждого. Мы согласны с назначением группы. Если мы видим, как другие люди создают созидательные действия, хоть мы их не совершали или неспособны совершть, если мы сорадуемся и испытываем чувство счастья и радости, то создаем много благого потенциала просто за счет этого сорадования.

[Участники:] Что такое судьба? Как она отличается от того, что мы здесь обсуждаем применительно к карме?

Судьба… вопрос сложный. Полагаю, это одна из тех вещей, определение которых будет разным у всех, кого вы спросите. Некоторые люди могут воспринимать судьбу как нечто, исходящее извне. Судьбой предначертано; это воля божья или нечто, предварительно запланированное. Здесь, применительно к карме, мы не говорим о чем-то внешнем; мы говорим о наших собственных действиях, приносящих результаты. Кроме того, судьба подразумевает нечто фиксированное и жесткое, лишенное снисхождения, когда нет способа её обойти; в то время как на карму и её следствия повлиять способы есть. Как я говорила, можно очистить неблагую карму; кроме того, на созреванию благой кармы могут повлиять гнев и ошибочные воззрения. Они не столь фиксированные и жесткие. Возможно, в этих двух вещах и состоит различие.

[Участники: Вопрос не слышен]

Насколько фиксированы наши неблагие действия? Понимаете ли, мы опять говорим здесь об очень тонких моментах. Только Будда сможет ответить на этот вопрос, так что моё оправдание – невежество. [смех] Могу вам, однако, сказать, что на некоторые вещи может повлиять культура, а на некоторые нет. Вы привели пример с жертвоприношением животных. С буддийской точки зрения это будет действие, в котором мотивацией является неведением – непонимание того, что отнятие жизней вредоносно и причиняют другим боль. Люди, возможно, полагали, что совершаемое ими – нечто хорошее; однако в силу задействованного неведения они все равно совершают небагое действие - так же, как вы умрете, если ошибочно примете яд за кленовый сироп и выпьете его.

Такие действия, как убийство – это так называемые естественно вредоносные действия. Иными словами, в отнятии жизней других есть нечто, в силу чего из него очень сложно изойти чему-то хорошему. Существуют и иные действия, которые называются «провозглашенными запретами». Это действия, которые не являются неблагими по своей природе; они являются неблагими, потому что Будда рекомендовал их избегать. Например, в те дни, когда вы принимаете восемь обетов, пение, танцы и исполнение музыки становятся провозглашенными запретами. Они не являются неблагими по природе – в пении, танцах и исполнении музыки нет ничего дурного, однако в те дни, когда вы приняли обет ими не заниматься, они становятся положением, которое нужно уважать. Посему, то, является ли действие неблагим, также зависит от того, принимали ли вы обеты.

Что до дурного сексуального поведения, я действительно хотела бы разъяснить его с некоторыми своими учителями, но с ними очень тяжело обсуждать подробности этой темы. Они даже не произносят это слово целиком – только по буквам. [смех] Давая по этой теме учения, учителя говорят: «Когда вы предаетесь дурному с-е-к-с-у-а-ль-н-о-м-у [произносит по буквам] поведению, то…» [смех]. У меня есть вопрос относительно наличия нескольких жен или мужей. Мне (это лишь мое личное мнение, основанное на моем невежестве) кажется, что это нечто, определяемое культурой. С другой стороны, возможно, у лам есть веская причина, в силу которой это никак не связано с культурой.

Другие действия, относящиеся к «неразумному сексуальному поведению» с культурой никак не связаны – например, выход за пределы устойчивых отношений; или если у вас СПИД и все же вы намеренно спите с кем-то, не сообщая им об этом – такое действие безусловно приносит другим вреж. По моему мнению это никак не связано с культурой; мне кажется, это было бы естественно вредоносное действие. Возможно, существуют и иные действия, являющиеся неблагими в силу культуры людей, но утверждать это как факт я не могу.

[Участники:] Существует ли склонность снова и снова перерождаться в сходных обстоятельствах – например, чтобы белые люди перерождались белыми, а черные люди перерождались черными?

Применительно к тому, чтобы белые перерождались белыми, а черные – черными, не думаю. В других случаях вероятность существует. Например, если вы прилежно практиковали Дхарму в одной жизни, это, думаю, увеличивает вероятность того, что вы переродитесь в месте, где в силу этой привычки вновь сможете встретиться с Дхармой. Почему? Потому что по ходу вашей жизни ум ваш был занят мыслями о Дхарме, вы направляли свой ум в определенное русло; это формирует привычку. Следовательно, вы, вероятно, вновь встретитесь с этим окружением. В то же время, вы не направляете особой энергии на то, чтобы создать причину для перерождения белыми или черными. Вы не направляете умственную энергию на то, чтобы продолжать быть белыми или продолжать быть черными.

[Участники:] Может ли кто-то переродиться в очень сильно отличающейся культуре?

Опять же, сказать сложно, потому что, думаю, если человек создает много кармы с конкретной группой людей… все зависит от того, как он посвящает свои молитвы. Если вы посвящаете свои молитвы, говоря «Пусть я перерожусь американцем» [смех], вероятность этого возрастает. С другой стороны говорится, что мы рождались всем, что существует в циклическом бытии; каждый возможный вид перерождения, каждый возможный вид переживания – всё это у нас бывало. Ничего нового в сансаре нет. Нечто за пределами сансары – для нас нечто довольно новое, но в сансаре мы переделали всё, от высшего к низшему, мноежство раз. Думаю, в значительной степени это зависит от конкретного существа.

[Отвечая участникам:] Есть определенные истории, которые это подразумевают, но, думаю, они рассказываются, потому что это удобно и в этом есть смысл; людям проще с этим установить связь. Тем не менее, в писаниях есть и невероятные истории о людях, которые от человеческого перерождения перешли в рождение в форме морского монстра с восемнадцатью головами. Существует и множество в корне отличных вещей.

[Участники:] Каковы взаимоотношения между действием и отпечатком в уме?

Сперва идет действие, а затем, когда действие прекращается, оно оставляет в нашем уме отпечаток.

[Отвечая участникам:] Да, это так. Одно из следствий наших действий – то, что они образуют привычный отпечаток для того, чтобы совершать их снова и снова. Таково одно из следствий действия. У действий может быть множество видов следствий (к этому мы перейдем позже). Есть действие, оставляющее отпечаток, становящийся причиной для других видов действий, что оставляет в уме другие отпечатки. Существуют различные виды следствий, которые порождает конкретное действие – это связано с нашим перерождением, со средой, с тем, что с нами происходит, и с тем, как мы себя ведем или нашей привычной моделью поведения. Это, на самом деле, самое серьезное из всех следствий, потому что посредством создания этой модели, этого отпечатка в определенном ключе, он становится привычкой. Если мы это делаем в позитивном ключе, это очень хорошо; мы формируем благую привычку. Если мы делаем это в ключе негативном, получается нечто довольно серьезное.

Опять же, отпечатки - не нечто, что мы можем увидеть и потрогать. Речь не идет о том, что наш поток ума – нечто физическое, и бам! Вот на нем остался отпечаток вашгео большого пальца. [смех] Наш поток ума лишен формы, не состоит из атомов и молекул, и потому отпечатки, связанные с ним, безусловно не являются чем-то, что можно увидеть; однако они определенно приносят следствия.

[Участники: Вопрос не слышен]

Что с моментом смерти? Сейчас, при жизни, мы оставляем в своем уме всевозможные отпечатки. Мы постоянно действуем. Всего за один день у нас возникает множество созидательных мыслей, множество разрушительных действий, мы совершаем множество благих действий, множество неблагих действий. Все они отпечатываются в сознании. Что же тогда созревает в момент смерти?

Во-первых, если мы создали подлинно тяжелую неблагую или благую карму, именно она, вероятнее всего, созреет в тот момент, просто потому что она столь тяжела и столь сильно преобладает. (Мы обсудим то, что делает действие тяжелым или легким, позже). Это все равно что открыть холодильник и увидеть большой ананс, который сразу привлекает внимание. [смех]

В отсутствие некой доминирующей благой или неблагой кармы есть действие, которое мы часто совершали, к которому мы привычны. Возможно, это не нечто столь уж большое, но мы много это совершали – например, если шоколад. Это создает в потоке ума мощный отпечаток.

Кроме того, то, о чем мы думаем и что мы чувствуем в момент смети создает сопутствующие условия для созервания либо благих, либо неблагих действий. Именно поэтому по-настоящему важно в момент смерти, насколько возможно, стараться пребывать в спокойном и умиротворенном окружении. Если вы в спокойном и умиротворенном окружении, это помогает уму оставаться спокойным и безмятежным, что затем создает условия для созервания созидательных отпечатков. Если мы пребываем в по-настоящему хаотичном состоянии ума, хаотичные отпечатки созревают и влияют на нас.

Речь не идет о том, что все предопределено; о том, что в момент смерти, наверняка созреет такой-то отпечаток. Опять же, существует целая система взаимодействия. Именно это мы подразумеваем, когда говорим о зависимом порождении. Вещи возникают из множества причин и условий. Посмотрев на любую ситуацию в своей жизни, вы увидите, что в создании одной уникальной ситуации задействован целый спектр факторов. Если вы измените любой из этих факторов, то измените ситуацию либо тонко, либо очень явно.

Полезно над этим размышлять. Размышляйте надо всем спектром различных причин и условий, которые вас сюда привели – это зависит от вашей работы; зависит от вашей машины; зависит от того, что вы ели, потому что если бы вы съели на завтрак что-то иное, то почувствовали бы себя плохо и не смогли бы прийти. Это зависит ото всех людей, которых вы встречали в прошлом и благодаря которым вы установили связь с этой группой, а это, в свою очередь, зависит от иных факторов. Множество вещей! Безусловно, среди них есть главная причина, но есть также и множество других вещей, которым нужно было сойтись. Если так подумать, это нечто поразительное.

Полезно над этим поразмыслить. Возьмите что-то физическое – например, часы. Подумайте обо всех различных частях часов и о причинах все этих частей. Откуда произошла каждая часть? Кто изобрел пластик? Кто изобрел цифровую составляющую? Что они ели на завтрак? Откуда пришла маленькая красная шишечка? Если бы они поссорились со своей супругой или супругом, то вместо красной, возможно, использовали бы синюю. [смех] Если мы начнем размышлять над различными вещами, которые ушли на изготовление одной маленькой физической вещи, то ощутим это чувство зависимости и того, как вещи могут меняться. Совершаемые вами мелочи могут произвести значительные изменения.

[Участники:] Как свою лепту вносит очищение?

Интересно, что вы это упоминаете, потому что как раз только что писала письмо одному человеку, который посещал некие учения, которые я давала в Индии, и мы продолжали общаться все эти годы. Он снова едет в Индию, чтобы пройти ретрит по Ваджрасаттве (это очень мощная практика очищения); я писала ему письмо, чтобы рассказать о моем ретрите по Ваджрасаттве.

Я в то время была в ретритном центре Тушита [в Индии], и условия были гораздо хуже, чем сейчас. Мыши бегали туда-сюда по бетонному полу, все было в плесени, а с потолка падали скорпионы. Я приходила на сессию и видела лишь невероятный повторный показ видеозаписи собственной жизни. Мне совершенно нетрудно было визуализировать в своей медитации – смотреть на всё свое имущество, реорганизовывать его и выкидывать, покупая что-то новое. Мне было совершенно нетрудно вспоминать обо всех людях, которые мне когда-либо навердили, и зарождать сильное раскаяние за все упущенные возможности отомстить. [смех] Очень четкое сосредоточение на всем этом, а иногда я отвлекалась и на самом деле думала о Ваджрасаттве. [смех]

Это продолжалось три месяца, и по ходу всего этого процесса я всё задавалась вопросом, как же работает очищение [смех], потому что мне казалось, что ум переходил от плохого состояния к ужасающему, а не состоянию получше! [смех] «Что же происходит? Что это за очищение?» Сразу после ретрита я отправилась в Копан на учения ламы Сопы Ринпоче. Я очень удивилась, потому что слушала учения и гооворила: «Этому ли Ринпоче учил в прошлом году? Я этого прежде не слышала. В прошлый раз, когда я это слышала, этого смысла не было». Все для меня звучало совершенно иначе; что-то проникало на более глубокий уровень, доходило, представляло больший смысл.

Оглядываясь назад, я думала: «Что это за очищение, которое, якобы, произошло?». Во многом оно связано с силой нашего раскаяния и нашим желанием очиститься. Это желание очиститься, желание измениться, желание отпустить нашу мусорную энергию препятствует нашей прежней энергии. Вы можете это понять. Если вы создаете схему и энергия ваша движется определенным образом, а вы начинаете мыслить образом ровно противоположным, это вызовет определенный блок. Именно так в значительной степени и работает очищение, благодаря силе нашей решимости не совершать этого рода действия вновь. Это подсекает карму для того, чтобы по привычке действовать таким образом. Благодаря силе нашего прибежища и нашего альтруизма подсекается направленная нас неблагая энергия других, потому что мы прпятствует неблагой энергии нашей мотивации, которую мы на них проецировали. Все эти различные элементы процесса очищения могут препятствовать различным этапам наших неблагий действий.

[Вопрос: неразлечим]

Когда мы болеем, то, например, можем сказать: «Это следствие моих вредоносных действий из прошлого». Сейчас – учитывая, что я больна – я могу либо рассердиться, впасть в депрессию и проявлять воинственность по этому поводу, и в этом случае буду создавать новую неблагую карму и усиливать свои нынешние страдания – или же могу сказать: «Я больна. Ого! Именно это другие люди ощущают, когда болеют», и зародить сострадание. Благодаря этому мы лучше себя чувствуем сейчас, и это способствует подсечению непрерывности неблагой энергии в нашем уме.

Есть по-настоящему хорошая книга под названием «Колесо острого оружия», также известная как «Эффект бумеранга». [смех] Я бы на самом деле хотела в какой-то момент дать по ней учения. Это замечательная книга, потому что в ней говорится: если вы переживаете конкретное следствие, это потому, что вы создали конкретную причину. Это невероятная книга для медитации, потому что во всех следствиях мы видим все различные вещи, которые в своей жизни переживаем. Когда мы начинаем присматриваться к их причинам, то начинаем видеть, как мы действовали и как создали еще больше кармы, чтобы вновь получать то же переживание. Это пробуждает нас к тому, какие следствия повлекут наши действия, а также помогает нам получить определенное представление о том, почему всё происходит так, как происходит, чтобы мы могли поучиться на своих ошибках.

Это учение основывается на ламриме, или поэтапном пути к просветлению. Его схему и другие расшифровки и аудио-записи этих лекций см. на следующей странице: Ламрим: Поэтапный путь к просветлению