воскресенье, 22 июня 2014 г.

Ретрит по практике Тары '09 (11-12) - Кто такая Тара? Качества Тары

Завтрак Бодхисаттвы - Ретрит по практике Тары '09 (11) - Кто такая Тара?
Досточтимая Тубтен Чодрон
17 декабря 2009
Аббатство Шравасти


Мы выполняем практику Тары, и в вашем уме может возникнуть вопрос: “Ну а кто такая Тара? Как именно к ней следует относиться?”

Те из нас, кто вырос в теистической культуре, могут быть склонны относиться к Таре как к Богу. Вы убираете Бога и заменяете его Тарой, или убираете святых и заменяете их Святой Тарой. Относится к ней следует не так.

Один из способов воспринимать Тару – считать, что она некогда была обычным существом, а затем обрела полное просветление. Существует история о принцессе Йеше Дава, которая по утрам освобождала множество живых существ. Она не приступала к завтраку, не освободив множество живых существ; затем не обедала, не освободив великое множество живых существ, и не ужинала, не приведя к просветлению множество других живых существ.

Она была очень дисциплинирована и чрезвычайно сострадательна. В какой-то момент некие лидеры пришли к ней и заявили: “Знаешь, тебе действительно следует молиться о том, чтобы в следующей жизни стать мужчиной”. Принцесса ответила: “Забудьте об этом, ребята. Я достигну просветления в женском теле” — и достигла.

Таким образом мы видим Тару как существо, которое некогда было столь же обычным, как и мы, но усердно практиковало и обрело полное просветление. Таким образом, такое восприятие Тары способно очень сильно нас вдохновить. У нас возникает ощущение, что если она смогла этого добиться, то сможем и мы.

Таков лишь один из способов воспринимать Тару.

Завтрак Бодхисаттвы - Ретрит по практике Тары '09 (12) - Качества Тары
Досточтимая Тубтен Чодрон
17 декабря 2009
Аббатство Шравасти

 

Мы говорили о восприятии Тары как бывшего живого существа; говорили о том, что она практиковала на пути и стала буддой. Мы говорили о том, как размышлять о Таре, чтобы испытать вдохновение и развить уверенность в том, что мы также можем стать буддой.

Другой способ думать о Таре – видеть в ней проявление качеств будды. В этом случае мы в большей степени сосредотачиваемся на качествах будды; сосредотачиваемся на любви и сострадании, шести далеко ведущих практиках и различных качествах тела, речи и ума будды. На этих качествах можно долго медитировать; это очень полезно для практики прибежища и для того, чтобы знать, к чему вы хотите продвигаться, когда говорите: «Хочу стать буддой».

Поразмыслив над этими качествами, мы затем воспринимаем Тару как их физическое проявление. Подобно тому, как у художника могут быть определенные чувства, которые он выражает в форме картин, как у музыканта могут быть определенные умственные качества, которые он выражает в форме музыки, здесь, в Таре, физически проявлены просветленные качества – хотя сами по себе они и не материальны. Это качества ума.

Таков один из способов, которыми будды с нами общаются. Мы – существа в царстве желаний; у нас грубые тела. Мы очень привязаны к формам, цветам, очертаниям и тому подобному. Являясь нам в этих различных формах, будды дают нам представление о своих качествах.

Можно поразмыслить над тем, что вы ощущаете. Размышляйте над зеленым цветом Тары: зелень, рост, успех и тому подобное, — который вызывает у вас определенные ощущения. Размышляйте над ее позой: левая нога подобрана, указывая на контроль над внутренними энергиями; левая рука сложена в жесте прибежища и держит у сердца лотос; правая нога вступает в сансару, чтобы помочь; правая рука покоится на колене в жесте даяния, как если бы она вытаскивала нас из сансары, и так далее. Мы можем считать эти физические качества и облик Тары символами умственных качеств будды.

Для этого требуется совершенно иной образ мышления. В этом случае мы воспринимаем Тару не столько как личность, сколько как проявление качеств. Это также поможет нам в меньшей степени считать себя подлинно существующей личностью. При медитации на Таре иногда применяйте этот способ – воспринимайте ее просто как физическое проявление этих качеств; тогда вы сможете по-настоящему заметить, насколько сильно физический облик воздействует на ваш ум и помогает вам в практике.