Завтрак Бодхисаттвы - Ретрит по практике Тары '09 (11) - Кто такая Тара?
Досточтимая Тубтен Чодрон
17 декабря 2009
Аббатство Шравасти
Мы выполняем практику Тары, и в вашем уме может возникнуть вопрос: “Ну а кто такая Тара? Как именно к ней следует относиться?”
Те из нас, кто вырос в
теистической культуре, могут быть склонны относиться к Таре как к Богу.
Вы убираете Бога и заменяете его Тарой, или убираете святых и заменяете
их Святой Тарой. Относится к ней следует не так.
Один из способов
воспринимать Тару – считать, что она некогда была обычным существом, а
затем обрела полное просветление. Существует история о принцессе Йеше
Дава, которая по утрам освобождала множество живых существ. Она не
приступала к завтраку, не освободив множество живых существ; затем не
обедала, не освободив великое множество живых существ, и не ужинала, не
приведя к просветлению множество других живых существ.
Она была очень
дисциплинирована и чрезвычайно сострадательна. В какой-то момент некие
лидеры пришли к ней и заявили: “Знаешь, тебе действительно следует
молиться о том, чтобы в следующей жизни стать мужчиной”. Принцесса
ответила: “Забудьте об этом, ребята. Я достигну просветления в женском
теле” — и достигла.
Таким образом мы видим
Тару как существо, которое некогда было столь же обычным, как и мы, но
усердно практиковало и обрело полное просветление. Таким образом, такое
восприятие Тары способно очень сильно нас вдохновить. У нас возникает
ощущение, что если она смогла этого добиться, то сможем и мы.
Таков лишь один из способов воспринимать Тару.
Завтрак Бодхисаттвы - Ретрит по практике Тары '09 (12) - Качества Тары
Досточтимая Тубтен Чодрон
17 декабря 2009
Аббатство Шравасти
Мы говорили о восприятии Тары как
бывшего живого существа; говорили о том, что она практиковала на пути и
стала буддой. Мы говорили о том, как размышлять о Таре, чтобы испытать
вдохновение и развить уверенность в том, что мы также можем стать
буддой.
Другой способ думать о Таре – видеть в
ней проявление качеств будды. В этом случае мы в большей степени
сосредотачиваемся на качествах будды; сосредотачиваемся на любви и
сострадании, шести далеко ведущих практиках и различных качествах тела,
речи и ума будды. На этих качествах можно долго медитировать; это очень
полезно для практики прибежища и для того, чтобы знать, к чему вы хотите
продвигаться, когда говорите: «Хочу стать буддой».
Поразмыслив над этими качествами, мы
затем воспринимаем Тару как их физическое проявление. Подобно тому, как у
художника могут быть определенные чувства, которые он выражает в форме
картин, как у музыканта могут быть определенные умственные качества,
которые он выражает в форме музыки, здесь, в Таре, физически проявлены
просветленные качества – хотя сами по себе они и не материальны. Это
качества ума.
Таков один из способов, которыми будды с
нами общаются. Мы – существа в царстве желаний; у нас грубые тела. Мы
очень привязаны к формам, цветам, очертаниям и тому подобному. Являясь
нам в этих различных формах, будды дают нам представление о своих
качествах.
Можно поразмыслить над тем, что вы
ощущаете. Размышляйте над зеленым цветом Тары: зелень, рост, успех и
тому подобное, — который вызывает у вас определенные ощущения.
Размышляйте над ее позой: левая нога подобрана, указывая на контроль над
внутренними энергиями; левая рука сложена в жесте прибежища и держит у
сердца лотос; правая нога вступает в сансару, чтобы помочь; правая рука
покоится на колене в жесте даяния, как если бы она вытаскивала нас из
сансары, и так далее. Мы можем считать эти физические качества и облик
Тары символами умственных качеств будды.
Для этого требуется совершенно иной
образ мышления. В этом случае мы воспринимаем Тару не столько как
личность, сколько как проявление качеств. Это также поможет нам в
меньшей степени считать себя подлинно существующей личностью. При
медитации на Таре иногда применяйте этот способ – воспринимайте ее
просто как физическое проявление этих качеств; тогда вы сможете
по-настоящему заметить, насколько сильно физический облик воздействует
на ваш ум и помогает вам в практике.
Подписаться на информационную рассылку "Аббатства Шравасти по-русски".