четверг, 3 июля 2014 г.

Практика Дхармы в повседневной жизни

Досточтимый Сопа Ринпоче

Пробуждение
Проснувшись утром, визуализируйте над своей макушкой Будду и подумайте: «Как мне повезло, что я не умер(ла) сегодня! Сегодня мне опять выпала возможность практиковать Дхарму; у меня вновь есть возможность извлечь сущность этого человеческого перерождения, которое наделено столькими свобо-дами и богатствами. Великая сущность, которую следует извлечь из этой возможности, состоит в практике бодхичитты: ума, который предан достижению просветления ради блага всех живых существ через посредством самоотречения и лелеяния других. Лелеять лишь себя – величайшее препятствие на пути к тому, чтобы обрести собственное счастье, и, в особенности, огромнейшее препятствие на пути к тому, чтобы принести счастье всем живым существам. Поэтому отныне я никогда не позволю себе поддаться контролю себялюбивых помыслов.

Кроме того, лелеяние других – это наилучший способ реализовать все виды успеха для моего собственного счастья и в особенности – для того, чтобы успешно реализовать счастье, которого желают все живые существа. Посему  отныне я никогда, ни на мгновение не разлучусь с драгоценной бодхичиттой – настроем, что лелеет других живых существ. Свою жизнь я буду вести с бодхичиттой и настроем, лелеющим других».


Затем обратитесь к Будде с искренней просьбой: «Является ли моя жизнь счастливой или полной боли, пусть любые действия, что я совершаю своими телом, речь и умом всегда становятся причиной лишь для того, чтобы быстро привести всех несчастных матерей – живых существ повсюду в безграничном пространстве к просветлению».

Гуру Будда Шакьямуни чрезвычайно доволен вашей просьбой. Он растворяется в свете, который через вашу макушку вливается в ваше сердце, благословляя, вдохновляя и преобразуя ваш ум. Думайте: «Я обрел(а) все качества Будды». Затем представьте, что небольшой состоящий из света Будда проявляется в вашем сердце. По ходу дня постоянно думайте о Будде. Таким образом вы станете более осознанными относительно того, что делаете, говорите и думаете, поскольку будете осознавать, что Будда всему этому является свидетелем.

Прочтите «Восемь строф преобразования мышления» и размышляйте над ними:

С помыслом о достижении просветления

Ради благополучия всех существ,

Более драгоценных, чем исполняющий желания самоцвет,

Буду постоянно относиться к ним, как к дорогим.

Находясь с другими, всегда

Буду относиться к себе как к низшему/низшей

И от всего сердца

Почтительно относиться к другим как к высшим.


Во всех действиях я стану проверять свой ум,

И как только возникнет беспокоящий помысел,

Угрожающий мне и другим,

Решительно брошу ему вызов и отвращу.


Встретив человека с дурным характером,

Обуянного неблагой энергией и сильным страданием,

Буду относиться к этой редкости как к тому, кто дорог,

Как если бы отыскал(а) драгоценное сокровище.


Когда другие в силу зависти

Дурно со мной обращаются – оскорбляют, клевещут и так далее –

Буду практиковать принятие поражения

И отдавать победу им.

 
Когда кто-то, кому я принес(ла) пользу

И к кому относился/относилась с огромным доверием

Очень сильно мне вредит,

Буду практиковать восприятие этого человека как своего высшего учителя.

 
Вкратце, напрямую и косвенно поднесу

Всем существам, своим матерям, все благо и счастье.

Буду втайне практиковать принятие на себя

Всех их вредоносных действий и страданий.

 
Не загрязняя эти практики пятнами восьми мирских помыслов,

Воспринимая все явления как иллюзорные,

Стану без цепляния практиковать, чтобы освободить всех существ

От пут беспокоящего неусмиренного ума и кармы.


Помня о Гуру Будде Шакьямуни, следующим образом осуществляйте свои повседневные дела:

Еда и питье
Прежде чем есть или пить, думайте: «Я совершу подношение этой пищи (питья) Гуру Будде Шакьямуни, который является воплощением всех Будд, всей Дхармы и Сангхи – для того, чтобы достичь просветления ради блага всех матерей – живых существ». Думайте, что пища является очень чистой; это сладостный нектар, приносящий великое блаженство. У нее прекрасный вкус – подобный тому, который переживает Будда (то есть совершенно запредельный обыденной видимости пищи). Поднесите пищу молитвами, содержащимися в этой книге, и представьте, что когда вы едите, Будда в вашем сердце переживает блаженство.
 
Наслаждение объектами органов чувств
Какими бы объектами чувств вы ни наслаждались по ходу дня – одеждой, музыкой, прекрасными видами и так далее – думайте, что подносите их Гуру Будде Шакьямуни, который пребывает в вашем сердце. Таким образом вы непрерывно совершаете подношения Будде, таким образом создавая огромное накопление благого потенциала. Кроме того, вы становитесь в меньшей степени привязаны к чувственным удовольствиям и начинаете наслаждаться ими со спокойным умом.

Совершение подношений  на алтаре
Думайте: «Я буду совершать эти подношения, чтобы достичь просветления ради блага всех несчастных матерей – живых существ, которые были добры ко мне с безначальных перерождений». Сразу освящайте все, что подносите, трижды произнося «ОМ А ХУМ».

Когда вы смотрите на изображения и статуи будд и святых существ на своем алтаре, думайте, что они – все Гуру и Будды, Дхарма и Сангха десят направлений. С этим осознаванием совершайте им подношения и представляйте, что они, принимая ваши подношения, зарождают великое блаженство. Думайте, что совершаете подношения буддам, бодхисатвам, архатам и сангхам десяти направлений. Совершайте подношения статуям будд и божеств (которые представляют святое тело Будды), всем писаниям (которые представляют святую речь Будды), и всем ступам (которые представляют святой ум Будды), что существуют во всех десяти направлениях. Это включает совершение подношений всем священным объектам в Тибете, Индии и в доме каждого человека, где есть священные объекты. Это наиболее искусный способ накопления заслуги. Таким образом, вы совершаете подношения всем без исключения священным объектам без необходимости делать хотя бы шаг или тратить всего доллар на то, чтобы отправиться в эти места. Думая, что все статуи, будды, бодхисаттвы и тому подобное – это проявления гуру, вы накапливаете высочайшую заслугу.

После подношения думайте: «Какие бы счастье и добродетель я ни накопил(а), пусть их получат все живые существа; какие бы страдания ни переживали живые существа, пусть они созреют для меня». Затем посвятите благой потенциал.

Работа
Отправляясь на работу, думайте: «Я должен/должна достичь просветления для того, чтобы привести всех без исключения живых существ к просветлению. Посему я буду осуществлять служение живым существам, отправляясь на работу». Если вы работаете для того, чтобы обеспечить свою семью, это служение живым существам. Если вам нет нужды обеспечивать свою семью, вы все равно получаете материальные условия, которые необходимы для практики Дхармы – для того, чтобы суметь достичь просветления ради блага всех живых существ.

Находясь на работе, помните о доброте других живых существ, которые предоставили вам работу и благодаря которым вы имеете возможность зараба-тывать на жизнь. Размышления в этом ключе помогут вам избежать зарождения на работе таких неблагих эмоций, как гнев.

Омовение
Думайте: «Я буду мыться, преобразуя это действие в причину для обретения просветления ради блага всех живых существ». Размышляя в новом ключе, вы можете сделать принятие душа или ванны очистительной практикой. Один способ таков: думайте, что вода исполнена блаженства и вы подносите ее Будде в своем сердце. Другой способ – визуализировать любое проявление Будды, с которым вы чувствуете сильную связь (например, Ченрези или Тару) над своей макушкой и думать, что вода, которой вы моетесь, стекает из его или ее руки. Природа воды – мудрость, и она делает ваш ум ясным, чтобы вы могли практиковать путь ради блага живых существ. Моясь, думайте, что все неблагие кармы, болезни и препятствующие силы омываются мудростью, постигающей пустотность, а вы обретаете все реализации и качества Будды.

Сон
В конце дня важно очистить неблагие действия, совершенные по ходу дня. Самый мощный способ это осуществить – применение четырех противодействующих сил:

1. Наличия раскаяния по поводу неблагих действий, которые вы осуществили
2. Принятия прибежища и зарождения бодхичитты
3. Осуществления действия-противоядия – например, очистительной практики
4. Зарождения решимости не совершать действие вновь.

Посредством того, что вы это осуществляете, вы препятствуете ежедневному, еженедельному, ежемесячному приумножению кармы. Кроме того, очищается карма, накопленная с безначальных времен. Посредством очищения своих препятствий вы обретаете возможность достичь просветления.

Прежде чем лечь спать, думайте: «До просветления я принимаю прибежище
В Буддах, Дхарме и Сангхе. Силой благого потенциала, что я создаю практикой щедрости и других далеко ведущих настроев, пусть я достигну буддовости, чтобы приносить благо всем живым существам».

Визуализируйте над своей макушкой Гуру Ваджрасаттву. Свет и нектар стекают из его сердца в вас и очищают все неблагие кармы и омрачения – ваши собственные и других существ. Поддерживая эту визулаизацию, как минимум двадцать восемь раз повторите мантру Ваджрасаттвы:

ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ

Затем Ваджрасаттва говорит вам: «Все твои неблагие кармы и омрачения полностью очищены. Ощути по этому поводу радость». Ваджрасаттва растворяется в вашем сердце и благословляет ваш ум.

Посвятите благой потенциал:

Пусть драгоценный настрой бодхи,
Что еще не зародился, зародится и возрастает.
Уже зарожденный пусть не убывает
Но возрастает сильней и сильней.

Пусть во всех моей жизнях победоносный, лама Цонкапа, лично выступает как гуру махаяны; пусть я ни на миг не отвращаюсь от превосходного пути, восхваляемого победоносными.

Силой благих потенциалов, накопленных мной и другими в прошлом, настоящем и будущем, пусть все, кто просто видят, слышат, вспоминают, касаются меня или говорят со мной будут в то же мгновение освобождены от всех страданий и вечно пребудут в счастье.


Отходя ко сну, думайте: «Я буду практиковать йогу сна, чтобы достичь просветления ради блага всех живых существ». Ложитесь в позу льва, в которой, уходя, лежал Будда: на правом боку, с правой рукой под щекой. Ваша левая рука – на левом бедре; ноги вытянуты. Вспомните о доброте и страданиях живых существ и засыпайте, ощущая по отношению к ним любящую доброту. Визуализируйте на своей подушке Гуру Будду Шакьямуни и положите голову к нему на колени. Чрезвычайно мягкий свет струится от Будды к вам; с преданностью помня о просветленния качествах Будды, засыпайте.